Время не выбирают в нём живут и умирают.(часть 2)

Рейтинг: 0,00 (0)

Серия стихов: Без серии

Время не выбирают, в нём живут и умирают.
Часть 2.

Вот и лето прошло. Наступила осень. Эта осень для Пети была знаменательна. Петя стал учиться, науку постигать. Один раз, сидели за столом, обедали. Отец обратился к Петьке и сказал:
- Ну, Петька, скоро тебе в школу идти. Говорят учитель приехал.
Слова отца Петю поразили, хотя об этом уже говорили, но он не думал, что так скоро наступит ученье. В душе он боялся школы, и ему не хотелось идти в школу и учиться в ней. Внутри у него, что то клокотало, он боялся школы, боялся учителя, а с другой стороны, его заинтересовала школа, которая должна дать ему, что то новое. Он побежал на улицу увидел там Федьку. Подбежал к нему и сказал:
- Учитель приехал, будет нас в школе учить, тятя меня в школу посылает, а ты пойдёшь?
Известие о школе Федьку тоже поразило:
- Мне тятя ничего не говорил, но я в школу не пойду. Говорят, учитель бить будет.
- За что бить?
Удивился Петя.
- Уроки не выучишь или озоровать будешь, вот за это тебе и буза будет.
- За это, конечно, и побить можно.
Сказал резонно Петя.
- Ведь, дома нас тоже бьют, если мы озоруем.
С этой новостью они пошли к Гришке и сказали:
- Учитель приехал, ты Гришка, учиться будешь?
- А вы будите?
Спросил их Гришка.
- Я буду.
Сказал Петька.
- Федька не будет. Там, говорит, учитель будет бить учеников.
- Я пойду, обязательно пойду! Заявил Гришка.
- Пожалуй, и я пойду!
Сказал Федька.
Весть о школе разнеслась по всему селу. На следующий день все вместе пошли в школу записываться. Здание для школы было построено новое, большое. Такие дома Петя видел только на барской усадьбе. Через некоторое время надо было идти в школу. Дошли до школы и увидели столько ребят и девчат, что и не перечесть. Так как до этого в селе школы не было, то неграмотных детей набралось много. Тут были и карапузы 8-9 лет и дети великаны 12-14 лет. Сторож дал звонок, и все дети пошли в школу. Пришёл учитель, поп и стали что то служить. Петя ничего не понимал и стоял спокойно. Стали дети садиться за парты. Впереди класса встали поп и учитель. Поп сказал детям краткую речь и говорил в ней, чтобы дети молились Богу, почитали Царя Батюшку и всех начальников, да слушались бы учителя. Учитель повёл беседу о том, как должны дети себя держать в школе и на улице и предупредил, что за шалости и плохое учение он будет наказывать и очень строго. На этом кончился первый урок. На другом уроке учитель роздал детям грифельные доски, грифеля и пояснил, как надо обращаться с грифельной доской. С одной стороны они были разграфлены в три линейки. Учитель объяснил, как называются эти линейки. Написал на классной доске палочку и велел такие же палочки писать в своих грифельных досках. После трёх уроков он отпустил домой. Учитель за весь день никого не бил. Только некоторых ругал за плохое письмо, да одного мальчика в угол поставил за то, что он сильно смеялся. Впоследствии Петино мнение изменилось. Учитель оказался не такой ласковый, и тихий, какой он был в первый день. Учитель был сыном мелкого лесного торговца. Учился в Вольской учительской семинарии, которую окончил с отличием. Провёл своё детство в городе и деревенскую обстановку раньше не знал. Прожив несколько дней, он почувствовал, что деревня это не то, что город. Ему бросилась в глаза грязь и дикость детей. С каждым днём в нём стала расти злоба на деревенскую обстановку, злоба на детей школьников, которые были очень слабо развиты, не понимали самые простые слова и вещи.
Учителя Петя боялся, и отвечал ему со слезами на глазах. С каждым днём учитель становился злее. Стал он ставить учеников на колени, бил линейкой и награждал некоторых оплеухами, стукал ученика головой о парту или об классную доску, таскал за волос, за уши. Царская власть считала битиё учеников делом нормальным. Попы на уроках Закона Божия говорили, что плохих людей и Бог наказывает и детей в школе били даже больше, чем учитель. Такое положение наблюдалось почти во всех школах царского времени. И только лучшие учителя считали битиё зверством и к нему не прибегали. Петин учитель считал, что битиё повышает знания и спокойно к нему прибегал. Учился Петя Сидоров хорошо, особенно по арифметики и учитель про него говорил: - «Мал золотник, а дорог». Несмотря на то, что учитель был очень строг, Петя от него побоев не видел. Но один раз и ему попало. Один мальчик пожаловался учителю, что Петька изругался чёртом. Учитель позвал, Петю к себе на квартиру схватил его за ухо и так надрал ему ухо, что Петя не забыл этот случай за все долгие годы своей жизни. В перемены и утром до занятий в коридор и классы заходил сторож дедушка Вася и хулиганов угощал оплеухами. Его ученики боялись не меньше учителя.
Но, несмотря на все строгости, среди учеников часто были драки. Дрались стеной Ивановские на Анненских. Время шло, и через три года Петя Сидоров окончил школу с похвальным листом. Кончил школу и думал дальше жить и работать в хозяйстве своего отца, но судьба повернула его жизнь в другую сторону. В селе Ивановка образовался церковный хор и в число певчих этого хора вошёл и отец Пети Сидорова. В последние годы учения на спевки с отцом стал ходить и Петя. Учитель знал хорошо Егора Сидорова и хвалил его сына Петю. После трёх лет пришёл приказ преобразовать Ивановскую-Алексеевскую школу в 2-х классную. Учитель посоветовал Егору Сидорову учить Петю в 2-х классной школе. Осенью началось учение, но Петю отец не пустил в школу, потому что не в силах был одеть, обуть Петю. Узнав о том, что Петю отец не пускает в школу по причине крайней бедности, учитель сам пришёл к Егору Сидорову и дал ему 10 рублей на одежду и обувь для Пети. После этого отец согласился опять учить Петю. И стал Петя учиться дальше. Сначала в 4-ой группе, а потом и в 5–ой.

Продолжение следует.

В КонтактеLiveinternetМой МирBlogger

Читайте еще стихи


Стихи других поэтов



Комментарии к стихотворению

Это произведение ещё не комментировали.

Регистрация в БП
Знакомство с авторами
Новые произведения
Новые комментарии
  • 20.11.2024 11:15, Дмитрий Новиковъ, оставил отзыв на произведение Определённо раки, автора Веталь Шишкин