На краю времён

Рейтинг: 0,00 (0)

Серия стихов: Триумф ремесленника. Критические заметки и эссе

«Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Над фонтаном надпись сия: «Неравное всем равенство».
Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вкруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный. И что глупее, как равное равенство, которое глупцы в мир ввести зря покушаются? Куда глупое все то, что противно блаженной натуре?..»
…............. Григорий Сковорода. «Алфавит, или Букварь мира»



В том, что мораль современного мира не совпадает с нравственностью от Бога, а иногда и противоречит ей — не секрет. Творчество, как и другие сферы человеческой культуры, не может быть официально признанным, пока между творцом и миром имеется ряд неразрешимых противоречий, или нерешённых вопросов. А дальше вступает в права закон рынка — конкуренция. Кто-то назовёт её «свободной». Но конкурируют тут не произведения, а скорее авторы. И мерилом таланта является не Бог, а «социальный заказ», исходящий откуда-то сверху, издалека, из-за кулис, но никак не от тех, кто, собственно, и является этим самым социумом. Социум давно уже не субъект, а объект манипулирования извне. А что, когда-то было иначе? Возможно. Я об этом ничего не знаю.

Искажение и распад художественных образов, опошление и уплощение культурных смыслов ведёт к деградации и распаду социума. Это закон социальной психологии. И цель глобального мира.

Чтобы превратить человеческую жизнь в скотскую, достаточно кормить людей низкопробным культурным (а вернее, антикультурным) информационным продуктом. Чтобы оскотинить общество — нужно внедрить в головы античеловеческие, скотские смыслы. Показать, растиражировать, сделать эстетически приемлемым и востребованным скотский «образ жизни».

Стремление стать востребованным, попасть в истеблишмент в таких «раскладах» заставляет творческого человека идти на компромиссы разного рода, и это всегда в ущерб творчеству. Уходит искренность и глубина, её подменяет упрощённость, доходчивость и ангажированность содержания. В истеблишменте свободы нет. Есть актуальные задачи.

Конкуренция «на выживание» в творчестве (а равно и в науке, и в образовании) заканчивается деградацией и уничтожением творчества, превращает важнейшие сферы человеческой культуры в уродливый торгашеский междусобойчик.

Ранимые, впечатлительные, самолюбивые творческие натуры в «богемной», официально признанной, а значит финансируемой среде неизбежно начинают лицемерить и ненавидеть друг друга, толпясь у кормушки, доступ к которой можно оплатить талантом или хотя бы способностями к имитации искусства.
Тут невозможно продать ни единой картины или песни, не торгуя собой, не продавая себя самого, как приложение к собственному творчеству. Иначе не купят. Заветный чек здесь выписывают только после согласия обслуживать механизм дегуманизации, который направлен на социокультурный распад общества и расчеловечивание человека в распадающемся мире. На расщепление и уничтожение общества как единого целого, человечества. И после — на уничтожение человека.

В такой удушливой атмосфере не выжить, сохранив дар, не реализовать потенциал, не искалечив подарок Бога и себя самого, свою душу. Люди с искалеченной или убитой душой — импотенты реального творчества. Хотя по инерции, как зомби, могут ещё конкурировать друг с другом, оригинальничая, вырабатывая относительные новшества в способах фиксации знаков, из которых уходит естественный смысл.

Это не творцы — а «креаклы», соревнующиеся друг с другом в изобретении методик и технологий, позволяющих «вписаться» в художественный процесс, тенденцию, моду. Творческий инстинкт в этой цепочке из подмен неотвратимо перерождается в условный рефлекс. К творчеству эта рефлекторная мимикрия «под творческую среду» не относится. Чистый бизнес… Ничего личного.

В мире, где статус «произведения искусства» определяет не объективная художественная ценность, а вкусовщина и конъюнктура на ярмарке концептов — политически ангажированных, искусственно внедряемых информационными технологиями — прекрасное выхолащивается изнутри, теряет живое дыхание жизни. Превращается в гламурную глянцевую имитацию красоты. На место целебной гармонии приходит расчетливая «продуманность». Живое человеческое чувство подменяется нажатием на «реперные точки», давлением на нужные «кнопки» для возбуждения необходимых эмоций. Как в торговле, где главное — выгодно продать товар, втюхать дешёвку задорого. Место искусства занимает чувственно-эстетическая манипуляция человеческой психикой. Иногда это называют «магией искусства», но «магия» часто не дотягивает даже до эстетически убедительного фокуса.

Современное искусство забито муляжами — от слезливых сериалов до литературно-художественного «гламурятника» и технологий, «взрывающей шаблоны» и сводящей человека с ума — часто в прямом, буквальном, смысле.

Отвращение к мертвечине заставляет художников отворачиваться от естественной красоты и эстетизировать безобразное в пику гламурной подделке. И то, и другое — искусственный, выморочный путь, ведущий в тупик, подменяющий искусство бездушной сувенирной культурно-массовой продукцией, а иногда и откровенной кустарщиной. Пустышка остаётся пустышкой, соской для инфантилов, жаждущих зрелищ, сколько бы философских концепций ни оправдывало эти «зияющие гламурные пустоты» или карикатурные, гротескные подобия отражений реального мира в художественной культуре, а значит — в человеческом сознании.

Порой это похоже на глупое шоу, вызывающее неловкость. Глумление над здравым смыслом, живыми чувствами и эстетической природой возвращается к авторам потерей дара. Круг замыкается. Снижение вкуса выливается в растление нравов, в опустошение чувств. Такое псевдоискусство убивает души, так сказать, в промышленных объёмах. По сути это массовое духовное убийство…

Может быть, поэтому, творческий человек со здоровым нутром — «блаженная натура» — старается дистанцироваться от безумия и пошлости «всеобщего мейнстрима». Но выжить в полном одиночестве тоже почти невозможно. Даже физически. Дар требует полного посвящения, самоотказа от комфорта — или отказа от творчества. Редким счастливчикам, гениям и авантюристам, дано совмещать творчество с рутинной работой или отсутствием официальных доходов. Но если такой выстоит, выживет в агрессивной для таланта среде — случается чудо творчества. Не магия, не фокус — а чудотворение, исцеляющее если не весь рехнувшийся мир, то хотя бы малую часть его обитателей.

Совместное творчество, со-творчество — единственное, что можно противопоставить глобальному распаду мира. И его глобальному диктату.
Сотворчество - не означает соавторство. Речь не идёт и о творчестве коллективном, безымянном, как в эпоху раннего средневековья. Коллективное творчество не является обязательным условием сотворчества. А иногда наоборот, отсекает возможность творить нечто, выходящее за пределы прикладного ремесленнического искусства.

Разговор о другом. О сообществе, о творческих школах, о сотрудничестве и совершенствовании, о создании творческой среды и объединении. О работе в своей стране, на её благо, под её социальной защитой.

Конкуренция убивает живую культуру.
Вражда превращает искусство в фикцию, девальвирует индивидуальный талант, обесценивает творчество как необходимое слагаемое человеческого существования.

Мы должны стать садовниками, а не продавцами цветов. Заниматься селекцией творческого начала, а не истреблением потенциальных конкурентов. Осознать, что мы разные. Сильные, слабые. Мастера и подмастерья. Гении и ремесленники. И у каждого есть и задача, и работа в «саду божественных песен». Так всегда было, когда человечество спохватывалось — на краю последних времён.

Это скорее разговор о любви…


P.S.

«… Хочешь ли жить в сласти? Не завидь нигде.
Будь сыт малой части, не убойся везде.
Плюнь на гробные прахи и на детские страхи;
Покой — смерть, не вред...»
… Григорий Сковорода. «Сад божественных песен»



П. Фрагорийский
из кн. Триумф ремесленника

Теги: фрагорийский, критика, эссе, о поэзии, триумф ремесленника

В КонтактеLiveinternetМой МирBlogger

Читайте еще стихи


Стихи других поэтов



Комментарии к стихотворению

-
Юрий, да мы уже НА КРАЮ ВРЕМЁН! Конкуренция во всех сферах искусства. Хоть я и оптимист, но садовником мне никогда не стать! Когда-то играл в престижном симфоническом оркестре, а жизнь заставила стать "продавцом цветов".
Посмотрел все Ваши с Гошей замечательные работы. Сражён!)) Когда есть молодость, талант и здоровье - можно горы свернуть! (ну, и конечно же - деньги)
Всего доброго, новых удач, видеоклипов!
С большим уважением, Алекс.
Ответов 0
Алекс, мы все делаем сами - без денег.
А передать всегда есть что, и у каждый может делать вклад в общее дело.
Главное - руки не опускать.
Ответов 0
-
Добрый день, Юрий!
Всегда с интересом читаю Ваши критические заметки! Нельзя не согласиться с Вашим видением о проблемах в современной поэзии, в искусстве.
С теплом и уважением, Людмила.
Ответов 0
moriture, ну какой же он украинец. он, конечно, малороссом считался, то есть жителем Малороссии. Тогда и термина такого не было - "украинец". Правда, шляхта своих "панов" так называла, которые имели "у края" земли и крестьян. Русский мыслитель, подданный Российской империи, христианский православный философ, поэт, еще басни писал. Бродягой был. Писал по-русски (дореформенным языком, общим для жителей Русской империи)

Он сказал "Мир ловил меня и не поймал" (её любят на памятниках его писать). Вообще он интересный. Моралист)
А украинцы это уже позднее "этническое изобретение", у них и религия униатская, не православная. Украинцами называли жителей приграничных окраинных земель.
Ответов 0
Я изучал это позже. Не в школе, в вузе.
Философию изучал - полный курс.
И книга была еще помню - мне её подарили, маленькую, красивую, в суперобложке (Сад божественных песен) на старинном)
Вообще в Советской Украине издавалось колоссальное количество книг (стихи, переводы, исторические исследования) Было много художественной философской, научной литературы на украинском. Наукова думка (было такое издательство) - тысячи наименований было. Сейчас если наьберется несколько десятков - всё пошло вниз после 91 года.

А вообще я хорошо знаю украинский, изучал хорошо этот язык, свободно владел, говорил, писал. До войны даже стихи писал на нем. И не только стихи.
А теперь всё. Отрезало) Не говорю, не пишу.
Так бывает. Надо чтобы время прошло.
В следующей жизни вернемся к этой мове, возможно).

Шучу. Но это правда)
Ответов 0
У меня с самоидентификацией проблем нет.
Я русский.
Русский - это цивилизационный термин.
А кровь и почву оставим тем кто любит рыться в почве и барахтаться в крови) Чужой.
От влияния Спинозы и прочая Сковороду спасло православие. И аскетизм.
Что касается русского литературного языка - он просто развивается. В то время как для украинского свойственно было стадиальное отставание.
И в литературе, и в философии, и в искусстве. Фольк и все такое.
Не было тогда украинского языка - это новодел в терминах. Не было ни государства, ни национальности. Украинство - это химера.
Ответов 0
Вы меня прекрасно поняли.
А по каким понятиям - я не в курсе.
Россия на Донбассе не воюет.
Идет гражданская война, бомбили нас украинцы, и каратели бесчинствовали.
Единственное что они хотели - просто тупо вырезать нас и все. И в Крыму, и на Донбассе.
Не видеть этого - невозможно.
А видеть и говорить что этого нет - цинизм.
Что касается параллелей - они совершенно несостоятельны.

И я не хочу больше говорить об этом. Для меня эта тема тяжелая.
Извините.
Ответов 0
Явная склонность к пантеизму и мистике, на почве христианства. (с)
---------------------
Это в нем писатель и философ говорит.
Он же не богослов, не теософ.
Он бродяга, носитель наивной философии)
Шучу.
По ценностям он именно христианин на сто процентов.
А влияния на нас разные оказывают различные источники.
Если я пишу готическую балладу - это не значит что я "близок к католицизму". Если я пишу про самурая - это не значит что я синтоист. Если я пишу стихи и в них будда - это не значит что я переменил веру.
Это значит всего лишь - освоение смыслов в своем информационном поле. Практическое их освоение.
Ответов 0
Я не согласен насчет "ограничения мысли". Наоборот - дисциплина мысли.
И много чего еще.
От образов и символов до логических связей и т.д. А бомберы были анархистами (т.е. сатанистами, по сути). Я в этом когда разбирался - в шоке был. Мракобесие полное. А потом перестал удивляться - увидел что происходит с людьми. С их психикой.

Выкладывайте песню. У Вас хорошие тексты - понравились. А Бог всегда личный - объективно существующий - но лично воспринимаемый. И представляемый. Думаю, не стоит нам раньше времени на Него смотреть)
Ответов 0
Регистрация в БП
Знакомство с авторами
Новые произведения
Новые комментарии
  • 22.12.2024 12:56, Дмитрий Новиковъ, оставил отзыв на произведение Аферизм про женщин, автора Веталь Шишкин

  • 22.12.2024 04:06, Василиса Серебряная, оставил отзыв на произведение Аферизм про женщин, автора Веталь Шишкин

  • 19.12.2024 01:06, Юлия Барко, оставил отзыв на произведение Ночной собор, автора Юлия Барко