Сексизм, равенство, и братская могила искусства

Рейтинг: 0,00 (0)

Серия стихов: Триумф ремесленника. Критические заметки и эссе

О некоторых деструктивных тенденциях. Наблюдения в Сети
_________________________________________

ДЕГРАДАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Замечаю странные вещи. Люди забывают слова. Забывают изначальные значения, присущие словам, мирясь с подменой смысла. Известные и понятные до вчерашнего дня, слова, вдруг становятся непонятными, потому что ухудшается образование, искореняется привычка к чтению полноценных книг. Но те, кто помнит значения слов, начинают стесняться своего «старомодного» словаря.

Доходит до того, что такие слова как «темпера», «паспарту», и т. д. оказываются незнакомыми, или возникает путаница в понятиях. Темперу путают с температурой, паспарту — с паспортом.

Может, ещё и поэтому иногда дописываю в комментариях к текстам значения некоторых слов, редких в обиходе. Читатели за это благодарят, и это вселяет надежду на то, что язык вернётся в нашу жизнь в полном объёме.

Не лучше дело обстоит и по «внешнему периметру». Обычные слова объявляются ни с того ни с сего архаизмами, откуда-то берутся железобетонные «правила стихосложений», которые на поверку — просто результат поверхностного знакомства современных «образованцев» с лингвистическим анализом произведений прошлого. Современным авторам назойливо и агрессивно навязываются несуществующие «каноны написания стихов», что обедняет поэтическую литературу и выглядит скорее, как смирительная рубашка «над кукушкиным гнездом».

В сети ведётся борьба с языком искусства, и это не шутки!
Рьяно разжигается системная борьба с поэтическим языком, когда тысячи откровенно слабых, но нахальных «коучей от рифмоплётства» напирают на более-менее ярких авторов, требуя упрощения лексических и синтаксических конструкций, насильственного выхолащивания стиля, нивелирования индивидуализации высказывания, примитивизации символики, опрощения, уплощения смыслов…

Причём, происходит это нередко в агрессивной форме. Естественный или искусственный это процесс? Судить не берусь. Но чтобы возникла такая инерция - её нужно "запустить". А дальше - это уже распространяется как чума. Так что есть все основания полагать: процесс этот - управляемый.



СЕКСИЗМ КАК ГРЕХ ИСКУССТВА

Заметил ещё одну тенденцию - на этот раз явно искусственного происхождения. К тому же - довольно организованную.

В содержании литературных произведений начинает выискиваться какими-то имяреками «подозрительная подоплёка», несуществующие подтексты: например, «сексизм».
В последнее время такие «милые упрёки» в адрес хороших, в общем-то произведений, звучат всё чаще и, я бы сказал, всё наглее.

Напомню, как понимается сексизм в искусстве (источник значения не имеет, они все друг друга рерайтят и говорят об одном и том же).

Цитата:

«Сексизм может проявляться в самых разных сферах общественной жизни. Проявления этой идеологии могут наблюдаться в самых различных социальных институтах: в семье, здравоохранении, образовании, религии, а также <…> — экономике, ИСКУССТВЕ, медиа и политике…»

Напомню, как это, по мнению ретивых «антисексистов», выглядит на практике.

Цитата:
«Так как искусство отражает жизнь, литература и живопись пронизаны стереотипными образами. Например, вот цитата из книги Сёрена Кьеркегора «Дневник обольстителя»: «Истинное и великое призвание женщины — это быть обществом для мужчины, его всезаменяющей подругой» - конец цитаты.

Нарекания по поводу сексизма можно схлопотать, например, если ты в произведении, не дай Бог, опишешь, как неудачно женщина припарковала машину, или попала в ещё какую-нибудь бестолковую ситуацию.

Контрольный выстрел в такой жанр искусства, как лирика, наносится понятием о «доброжелательном сексизме»:

Цитата:
«Доброжелательный сексизм предусматривает идеализацию женщин, их возвеличивание. Это может показаться странным, но заявления такого рода имеют под собой определённую цель, которая заключается в создании женщинам хрупкого и беспомощного образа, требующего постоянной заботы со стороны мужчин…» - конец цитаты.

Ещё цитата:
«Доброжелательная форма сексизма окутана романтическим флёром: когда с умилением воспевают женскую слабость и хрупкость или говорят, что женщина это воздушное существо...» - конец цитаты.

А вот ещё потрясающее открытие оголтелых «антисексистов». Называется оно учёным словом «объективация», хотя речь идёт о визуализации.

Цитата:
«Сексуальная объективация — это, проще говоря, когда человека воспринимают исключительно как объект желания, его как бы опредмечивают. Рассматривается не личность, а привлекательные части тела. Самый распространённый пример сексуальной объективации — использование женского тела...»

Полагаю, рисование человеческого туловища с натуры вообще по этой логике надо будет запретить. То есть, достанется не только писателям, но и художникам, кинематографистам, скульпторам… и так далее.

МНИМАЯ БАНАЛЬНОСТЬ И ПСЕВДОПЛАГИАТ

Ещё одна манипулятивная технология - обвинение в банальности выразительных средств - от рифмы до ритмического рисунка.Хочется напомнить о том, что не бывает банальных рифм и ритмов. Бывают примитивные мысли, плоские образы, отсутствие индивидуальной авторской интонации. Неразвитый поэтический слух. Всё остальное - попытка натянуть сову на глобус, для обоснования субъективного раздражения и неизрасходованного внутреннего негатива. Причины раздражения следует искать, скорее всего, в собственной душе. В отсутствии внутренней гармонии, а не в чьих-то стихах, какими бы плохонькими они ни были.

И слабые стихи, и банальности - всё это было и будет процветать в среде пишущих людей, среди которых подавляющая часть пишет далеко не гениально. Графоманов полно в любой творческой среде: от рок-н-ролла до живописи. Ничего в этом страшного нет. Наоборот! Чем больше графоманов - тем больше хороших авторов, тем выше уровень литературы и других видов искусств. Интерес к созданию творческого контента - показатель уровня вуостребованности того или иного вида искусства в обществе.
На пустом месте, в вакууме, не возникнет ни сильных поэтов, ни мощных художников. Всё в культуре - взаимосвязано, у каждого - своя функция и роль. Творческие люди - как сообщающиеся сосуды. Зачем отравлять друг другу жизнь?

В более тяжёлых случаях авторов безосновательно обвиняют в эпигонстве, а то и в плагиате. Для этого процесс регламентирования авторского права доводится до абсурда. Если процесс не остановится, завтра авторским правом запретят использовать последовательность любых четырёх-пяти нот и объявят заимствованной любую фразу, сказанную на человеческом языке. Формализм пожирает смысл. Скоро в смысловом поле запрещено будет находиться живым людям, культура рискует превратиться в нечто мавзолейное.

На ровном месте вспыхивают непонятные дискуссии, обвинения, иногда — откровенный троллинг. Например, по сети гуляет откровенно грязная сплетня о плагиате песни «Плот» Ю. Лозы. Я слушал внимательно: там нет никакого плагиата. Может, я глухой? Но ничего общего, кроме стилевых особенностей общей для тех времен, эпохи — не услышал. Тем не менее, гадость — заразна, особенно когда сеть наводняется роликами, ловко составленными и направленными на искажение слуха и восприятия (такие технологии часто используются с целью обесценить, обезличить, вывалять в грязи и выбросить на помойку идею, явление, бренд, человека, творчество, культуру и т.д.).

Внимательный, неглупый человек увидит все эти лукавые фокусы и подтасовки, стоит только стряхнуть с себя наваждение. Но я вижу уже, как люди, которых я уважал всегда за независимое критическое мышление — начинают, как заколдованные, тиражировать эту высосанную из пальца байку, таская ложные утверждения с форума на форум.

Всё, что происходит в этой сфере, на 70% — просто попытка свести создание произведений искусства или массовой культуры на нет, к мифической оригинальности», попутно заливая помоями имена людей, пытающихся что-то создавать, реально создающих что-то по-настоящему интересное в нынешней культуре или уже создавших в прошлом.

РАВЕНСТВО БЕССМЫСЛЕННОСТИ

Известная мысль о том, что посредственность не терпит превосходства, сегодня получает пугающее воплощение. В погоне за равенством - полов, религиозных взглядов, умственных и творческих способностей - люди доводят ситуацию до абсурда. Равенство всего со всем...
Иногда кажется, выпущенный на волю «демон всеобщего равенства», заражает человеческий разум и заставляет людей нападать друг на друга — в цивилизованных и нецивилизованных формах. Пока в сети. Но долго ли вынести вражду в реальную жизнь?

Соцсети — все без исключения — вдруг тоже включились в борьбу с «сексизмом»,«эстетической сегрегацией» и тому подобными «враждебными явлениями».
Прокрустово ложе готово, всех будут усмирять и «укорачивать», как я понимаю, хирургическим образом.
Согласно последним новостям, не только известные русофобские сети, но и российские, начали блокировать страницы «за проявления ксенофобии, расизма, гомофобии, сексизма и других предрассудков»

Если будет всё продолжаться таким образом и дальше — то авторам, художникам, артистам, музыкантам и другим «неправильным» людям, страдающим «предрассудками» в виде лирики во всех её формах, просто закроют рот, заблокируют именно тех, кто пишет, поёт, философствует о любви, ненависти, смерти и жизни, о Боге, о войне, обо всём, что может каким-то образом задеть какого-нибудь человека с высоким самомнением и «особенностями» и непредсказуемыми психическими реакциями на то, что не совпадает с их представлениями о жизни, об искусстве, о единственно верном их мировоззрении.

Потому что в обществе тотального, мёртвого, как на кладбище, искусственно внедряемого в живую жизнь, псевдо-равенства — не нужны ни талантливые авторы, ни живые человеческие чувства. Чтоб другим обидно не было. Чтобы не страдал никто из обидчивых эльфов от уязвлённого самолюбия или комплекса неполноценности.
И чтобы искусственному интеллекту было легко заменить живого автора своей бездушной цифровой псевдоживописью, псевдомузыкой, псевдопоэзией, псевдолитературой… Равенство же, ёлки-палки…

В любом случае, налицо — тенденция установления всеобщего равенства в современном обществе: бездарь равен таланту, женщина ничем не должна отличаться от мужчины, и так далее.

Взаимная мстительность полов, возрастов и прочих социальных групп по отношению друг к другу — уже начинает бросаться в глаза. Идеал равенства доведён до абсурда и становится не просто разрушительным, а — смертоносно разрушительным.

Это уже не просто антипод равенства. Это становится орудием сведения счётов на почве различных чисто человеческих изъянов: зависти, ревности и других проявлений духовного несовершенства, которое свойственно всем нам, людям — без исключения.



ОРГАНИЗОВАННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ГАЗЛАЙТИНГ

Некоторые литературные порталы, ещё недавно предлагавшие вполне сносные образцы писательской продукции — деградируют, что называется, на глазах.

Такое впечатление, что за авторов взялись с целью истребить любые сложные мысли, сделать поле литературного творчества примитивным, зачистив тех, кто не соответствует «общей гребёнке». Любовь — предосудительна, красота — неприемлема, глубина — не позволена, сложность — чуть ли запрещена, пошлость и примитивность — допустима и поощряема.

Не трудно заметить, что обвинения то в плагиате, то в безнравственности, то ещё в каких-то фантастических грехах направлены и против классиков. Ярчайшие художники прошлого дискредитируются доморощенными и, мягко говоря, не очень умными, «критиками» на захолустных сайтах. А видеосфера Ютуба завалена фальсификатом откровенно грязных, чернушных и подлых по сути псевдобиографий великих деятелей культуры.

Замечу: создателей деструктивных околокультурных артефактов это не касается. Бубнят на одной ноте бесцветный текст с деструктивным содержанием — и никому это не мешает. Призывают к насилию или суициду в уродливых текстах в сопровождении явно антиэстетической якобы-музыки — и ладно. Сочиняет пиит откровенную похотливую мерзость с гендерными перверсиями или без них, или тексты, похожие на грязные помои, адресно или безадресно, в сторону социальной группы или вовсе в адрес всех подряд — и славно. Никого это особо не волнует — хотя, надо отметить, и не читает эту ахинею почти никто.

Сужу об этом, полагаясь на наблюдения многих авторов, которые тоже заметили массу странностей в последние год-два.

Всё это ведёт только к одному: к вражде всех против всех. Мужчин и женщин, детей и взрослых, композиторов, писателей, художников — между собой. Градус взаимной подозрительности кое-где уже зашкаливает, доходит до ненависти. Если мы не опомнимся — начнется истребление людей руками людей. Рычагов приготовлено немеряно: от тупого клика на кнопочку с доносом о «враждебном контенте» и травли в сети и оффлайн — до реального оружия физического уничтожения. Ведь любого человека уничтожить легко. А вернуть — невозможно.

___________________________________________________

Это лишь некоторые тенденции, которые можно наблюдать наблюдаемые невооружённым глазом.

Случайно ли всё это? Вряд ли. Тем более, что подобный процесс уже происходил — лет сто назад… Если тенденции, описанные выше, реализуются в обществе пдаже частично — останется запретить искусство как сферу человеческой деятельности. Вместе с классикой во всех её формах и видах.

Накипело...


П. Фрагорийский

P.S. Цитаты приведены с порталов — informburo.kz, psiho.guru. Но это и не принципиально — такой же мутью наводнены инфоресурсы от ВКонтакте до Ютуба.

О культурном газлайтинге - здесь https://poems.su/index.php/poem/viewpoem/id/40150

Теги: фрагорийский, критика, эссе, о поэзии, триумф ремесленника

В КонтактеLiveinternetМой МирBlogger

Читайте еще стихи


Стихи других поэтов



Комментарии к стихотворению

Это произведение ещё не комментировали.

Регистрация в БП
Знакомство с авторами
Новые произведения
Новые комментарии
  • 30.04.2024 07:56, Дмитрий Новиковъ, оставил отзыв на произведение Senectus, автора Александр Дворников

  • 28.04.2024 09:32, Олег Гарандин, оставил отзыв на произведение Невка, автора Олег Гарандин

  • 24.04.2024 08:58, mihail, оставил отзыв на произведение Когда ..., автора mihail

  • 24.04.2024 08:24, Николай Отпущения, оставил отзыв на произведение Из храма в хлам, автора Николай Отпущения

  • 24.04.2024 04:30, Василиса Серебряная, оставил отзыв на произведение Из храма в хлам, автора Николай Отпущения