Время не выбирают в нём живут и умирают.(часть 3)
Время не выбирают в нём живут и умирают.(часть 3)
17.04.2016 07:15
Рейтинг: 0,00 (0)
Поэт: Галина Митрофанова
Серия стихов: Без серии
Время не выбирают, в нём живут и умирают.
Часть 3
В эти годы, обстановка в школе сложилась иная, что была в начальной.
Вместо одного учителя в школе стало три учителя. Прислали в деревню учителя регента Акима Петровича. Он тоже учился в Вольской учительской семинарии и был направлен сюда после окончании семинарии. Третий учитель был Гаврила Гаврилович. Что он окончил неизвестно, но как учитель он был очень хороший. Изменился и состав учащихся. В состав учеников влились ученики других школ. Многие из них оказались более развитыми, чем Петя. Родители у многих были не из крестьян, а торговцы, служащие и прочие. Петя боялся с ними говорить. Многие ученики были хорошо одеты, имели хорошие ранцы, ели хорошие пирожки с мясом и вареньем. Петя же ходил в старом пиджаке, вместо ранца у него была сумка, ел он чёрный хлеб.
Особенно Петю поразили новые ученицы. Они одеты были по-модному. Ходили в шапочках или шляпах, на ногах носили красивые ботинки. На первых днях он очень стеснялся и редко вступал с ними в разговор. Он видел, что некоторые из них смотрели на него пренебрежительно и это его угнетало. Прошло месяца три и обстановка для Пети изменилась. Помогла учёба. Петя был способный, учился хорошо, особенно по арифметике, по задачам. Стали ученики и ученицы обращаться к нему за помощью. Придёт утром Петя в школу, а к нему ребята толпой и спрашивают его, решил ли он задачи. Конечно, решил и начинает им рассказывать ход решения. Поймут ребята и тут же записывают в свои тетрадки. За эту помощь стали ребята с ним поласковее и девушки уже не косились. Прошёл год удачно. Экзамены Петя сдал на отлично и перешёл в 5-ю группу. Летом Петя работал в своём отцовском хозяйстве, помогал своей семье всем, чем мог. Пришла осень, и стал Петя снова учиться. Учёба в школе пошла ещё лучше. Аким Петрович создал хороший хор из взрослых, куда вошли и дети школы. Хор взрослых не только выполнял церковные песни, но он изучал ряд светских песен. Хороший хор он создал и в школе среди учащихся. За зиму учителя устроили для жителей села несколько вечеров, во время которых пели разные светские песни и ставили интересные пьесы. Главным инициатором был Гаврил Гаврилович. Он детей не бил, но плохие поступки осуждал. Ученикам он внушал, что учение, это путь к лучшей жизни. До него ученики готовили уроки, как говорят на “ зубок”. Он же стал требовать не зубрёжки, а сознательных ответов. Стал учеников приучать к чтению книг и для этой цели создал библиотеку. Многие книги, он купил на свои деньги. Он добился даже того, что в селе стала работать воскресная школа. Крестьяне охотно пошли в воскресную школу, и потом многие стали грамотными. За все дела полюбили Гаврилу Гавриловича все учащиеся и взрослое население.
Но иначе на это посмотрела царская власть. Через два года его уволили, как неблагонадёжного, и что с ним сделали не известно. Когда он уезжал, многие ученики плакали. Пете Сидорову он подарил книгу и на корке написал: “ Дарю на память лучшему ученику”. Никто не знал в селе, за что сняли с работы такого хорошего учителя. Знали о том только взрослые мужчины из хора, с которыми Гаврил Гаврилович поговорил кое о чём перед своим отъездом. Из числа первых был на этой беседе и Петин отец. Петя узнал, что Гаврил Гаврилович был революционер. Он был членом большевистской партии.
Вместо него прислали нового учителя Петра Ивановича. После отъезда Гаврил Гавриловича присмирели и другие учителя. Вся культурная работа на селе прекратилась. Больше всех его уход почувствовали ученики. Они сначала как то порастерялись и ослабили свою учёбу, но помня его советы стали опять хорошо учиться. Все учителя стали реже прибегать к наказаниям и ругани.
Прошёл и второй год. Петя Сидоров окончил курс обучения 2-х классной школы с похвальным листом. На экзамены приезжал инспектор. Петя отвечал на экзаменах хорошо. Инспектор его похвалил и погладил по голове. Учителя попросили инспектора, чтобы он помог Пете учиться дальше. Они решили направить его в Вольскую семинарию. Но ввиду его малолетства, Пете было 14 лет, а в семинарию принимали с 16 лет, предложили ходить на повторный курс, опять в 2-х классную школу и выхлопотали ему стипендию 60 рублей в год. Когда Петя объявил дома, то отец дал ему согласие опять учиться. Для отца, Петина стипендия была клад. Шестьдесят рублей, это большая помощь в хозяйстве.
Два года ходил Петя на повторный курс. Учиться ему было легко - всё было знакомо. Петя стал брать книги из библиотеки и стал их читать. За два года он очень много прочитал книг, но читал он их не планово и не то , чтобы следовало читать и в итоге пользы от этого чтения вышло мало. Не заметил Петя, как прошли эти два года, и пришло время ему ехать, в семинарию и сдать там экзамены. Провожали Петю всем селом, словно в солдаты. Поехал он туда не один, а вместе с товарищами. Пять человек поехало туда из школы. Конкурс 320 человек, а принять надо 30. Стали сдавать экзамен и четверо из них провалились. Товарищи поехали сдавать в Ровное, где открылась новая семинария, а Петю домой потянуло. Отец его встретил с радостью. Он в душе, был против учения, и его не беспокоило то, что Петя не сдал экзамены. Это Петю успокоило, и он стал работать со своей семьёй. Шла в это время молотьба. Через две недели Петя узнал, что товарищи, которые уехали в Ровное, сдали экзамены и стали учиться в Ровенской семинарии, и только он остался за бортом. По селу пошли разговоры, вот, мол, Петька Сидоров учился, учился и остался дураком. Эти разговоры Петю волновали. Один раз, в разговоре, и отец ему пилюлю преподнёс:
-Учился, учился, ты сынок, и всё без толку, опять за крестьянское дело взялся.
Эти слова показались ему очень обидными и Петя горько заплакал. Стало отцу жалко Петю. Он стал его унимать, и сказал:
-Ладно, не плачь. Коль ты от крестьянства отстал, так иди своей дорогой. Иди в школу, а в будущий год, опять поедешь сдавать экзамены в семинарию.
И стал Петя вновь ходить в школу, вот уже восьмой год. Летом Петя стал готовиться к экзаменам. Пришло время, опять ехать в семинарию.
Конкурс ещё больше, чем в первый год. Наехало до 400 человек, а принять надо 30. Среди сдающих было много учеников из городских школ. Программа в этих школах выше, чем в 2-х классных школах. Начались экзамены. Каждое утро Петя ждал результаты прошедшего экзамена.
Прошли все экзамены. Ждёт он своей участи. Дошла очередь до него: « Пётр Сидоров принимается в 1-й класс семинарии, но без стипендии».
Сначала Петя обрадовался, что принят, а потом сразу поник головой. Без стипендии ему не быть в семинарии. Вышел он на улицу, сел, на лавку и горько заплакал. На квартире Петя опять заплакал. Подошла хозяйка, узнала, в чём дело и жалеючи его сказала:
-Не тужи Сидоров, проживешь, как ни будь. За квартиру я с тебя брать не буду.
Приехал отец, узнал о положении Пети. Оставил ему 5 рублей денег и уехал.
Продолжение следует.
Читайте еще стихи
Стихи других поэтов
Комментарии к стихотворению
Это произведение ещё не комментировали.