Время не выбирают в нём живут и умирают.(часть 6)

Рейтинг: 0,00 (0)

Серия стихов: Без серии

Время не выбирают, в нём живут и умирают.
Часть 6

Познакомился Пётр Егорович со своими учителями-коллегами. Заведующий был Сергей Яковлевич Виноградов, который был женат на дочери Павловского купца Мунина. Живёт он на широкую ногу, имеет связь с местным купечеством. В школе учеников более 200 человек. Основными уроками было чтение, письмо, арифметика и закон божий. Хотя школа была большая, 2-х классная, но пособий в помощь было мало. В перемены учителя уходили в учительскую или домой. Что тут творилось, трудно передать. Пыли, грязи, сору было с избытком и учителям приходилось делать так: сначала детей посадят на места и ждут, когда пыль осядет на пол. Пол мыли один раз в неделю. Появились у Сидорова знакомые. Пригласили его с женой в гости. Первый раз в жизни он столкнулся с сельской знатью. Жена его чувствовала себя свободнее, потому что она раньше знала знать получше сельской. Мужчины играли в карты, а женщины были заняты пересудами о людях и фасонах. Почёт гостям был в зависимости от положения в обществе. Напыщенность гостей Сидорову не понравилась.
Стал он знакомиться с людьми из простонародья. Узнал об этом Виноградов и стал над Сидоровым издеваться, к чему, мол, такое унижение, учителю не подобает с простонародьем знаться. Приехал молодой учитель Дробинин, который стал работать с 2- 3 группами. Ученики сидели в одной комнате, их было 105 человек. Требовались какие-то особые методы, чтобы удержать такую массу детей в руках. Дробинин с первых же дней растерялся. Стал он шугать детей линейкой. Увидит непорядок, бежит туда и хлоп ученика линейкой, а в это время, в другом месте непорядок, он туда бежит и опять хлопает линейкой. Одни плачут, а другие смеются. Бегал он так месяца два, переломал десятки линеек, а порядок так и не наладил. И довели дети его до такого состояния, что он убежал, куда глаза глядят.
Пришлось Сидорову побывать в кругу другого сельского общества - это круг духовенства. В Павловке открыли 2-х классную женскую школу, для неё построили новое здание. Перед началом учёбы надо было освятить новое здание. Решили провести его торжественно. Пригласили на это торжество духовенство многих ближайших сёл. Местный поп пригласил на торжество учителей школы. Сначала всё шло чинно, благородно. Потом, когда сели за стол и заложили внутрь изрядно вина, то картина сильно изменилась. Попы точно сбесились. Стали плясать, бегать за дамами и поднялся такой кавардак, что Сидоров стыдясь за их поведение, не выдержал такой обстановки и ушёл домой.
Получал Сидоров на руки 27 рублей в месяц. Этих средств им не хватало. Жена любила гостей принимать с шиком. Они хотели стоять на равной ноге с местной знатью, и тянулись за ними, это и принудило их залезть в долги.
На втором году работы в школе один учитель предложил Сидорову поменяться местами, и он с радостью на это согласился.
Из Павловки Сидоров переехал в глухую деревню Новую Алексеевку, где он стал заведующим школы. Школа в Н. Алексеевке была Земская, кроме земской школы, там была Церковная школа-школа грамотности. Население мордва, ещё не обрусевшие. Жили они бедно и грязно. Среди них свирепствовала болезнь Трахома, было много слепых. У Сидорова были большие затруднения в работе. Дети плохо знали русский язык. Задаёт Сидоров вопрос, а они его не понимают. Начинают по мордовски говорить, но их не понимает учитель. Как наладить учёбу Сидоров не знает. При таких условиях поставить учёбу на высокий уровень трудно. Немало вредил поп, который старался разрушить учёбу в Земской школе. Жил он в соседнем селе, но часто бывал в Н. Алексеевке, делая разные поборы. Ученикам он говорил непристойные речи, после которых некоторые ученики бросали учёбу. Приходилось эти каверзы разъяснять, ходя по квартирам, и ученики вновь приходили в школу. Поповская же школа-школа грамоты, влачила жалкое существование. Для школы поп снимал комнату в крестьянском доме. Снабжал её поп плохо. Учитель этой школы часто выпрашивал у попа несколько листов бумаги или грифеля для учеников. Дети из церковной школы бежали в Земскую, где им давали книги и пособия вдоволь. Закон Божий в Земской школе преподавал дьякон из соседнего села. Он был жесток к детям, часто их бил и таскал за волосы. Чтобы избавить детей от битья Сидоров упросил дьякона передать преподавание Закона Божьего им учителям, за половину той платы, что дьякон получал. Сделано это было негласно. Дьякон от этой сделки ничего не терял.
Не понравилась П. Сидорову обстановка в Н. Алексеевке. Летом подал инспектору прошение о переводе его в другую школу. Инспектор перевёл его в Шалкинскую школу. Сидоров охотно поехал на новое место, думая, что там будет лучше. Но и в Шалкине обстановка оказалась неважной. Население в Шалкене было смешанное. Там жили русские и мордва. Учеников в школе было больше 100 человек. Кроме Сидорова там было ещё два учителя. Заведующий Козырев и его жена. Козырев был очень жесток. Такого жестокого обращения Сидоров не видел нигде. Даже Николай Иванович, его первый учитель, далеко уступал жестокости Козырева. Бил он учеников не только за шалости, а за все неправильные ответы на его вопросы. Бил так, что ученики летели от него на несколько метров. Кроме битья, он ставил учеников на колени, и стояли они иногда по 3-4 часа. Груб и деспотичен он был и к учителям. Ставил учителей в такое положение, что они без его ведома, не могли взять для себя даже ни одной тетрадки. Когда Сидоров обращался к нему за книгой для чтения, то Козырев давал ему книги по своему усмотрению. Один год пришлось Сидорову работать с Козыревым в одной комнате. Каждый вёл свою группу одновременно, один устно, другой письменно. Вот тут - то Сидоров и увидел очень жестокое обращение Козырева с учениками. И вот, такое обращение с детьми, такую варварскую дисциплину царские чиновники считали вполне нормальной. Часто экзамены выпускных классов проводили члены земской управы, которые школьных программ не знали и срезали учеников разными посторонними вопросами.
Летом 1914 года началась война. Объявили мобилизацию. Сидорова тоже вызвали на комиссию. По всему селу, поднялся, плачь. Поехали до Хвалынска на лошадях. Во всех сёлах было такое же смятение. На комиссии Сидорову дали отсрочку. Вернувшись обратно, он подал прошение инспектору о переводе его в другую школу. Прошёл почти месяц учёбы, и вдруг, Сидоров получил бумагу о переводе его в село Кочетковку.
Кочетковка небольшая деревня в сто дворов. Жители, обрусевшая мордва, а многие дети мордовского языка совсем не знали.
Школа в Кочеткове новая, каменная. Здание очень красивое. При школе хорошая квартира, с надворными постройками. Не думал Пётр Егорович, что у него будет такая хорошая школа. Ходит он по школе и радуется. Кроме Земской школы в Кочеткове была и Церковная школа. Здание тоже, большое, деревянное. Сначала Сидорову было не понятно то, что в такой небольшой деревне построены две большие школы. Потом узнал, что земство было в раздоре с церковным ведомством и строило школу наперекор церковному ведомству.
Время было уже учебное. Пошёл Сидоров собирать детей по деревне, и куда не придёт везде ему говорят, что их дети учатся в церковной школе. Положение у него сложилось неблагоприятное. Приехал учить детей, а детей для его школы нет. Вечером к нему пришло несколько учеников церковной школы. Ученики стали просить его, чтобы он принял их в свою школу, но переманивать детей из других школ, было запрещено. И решил он детей принимать только по просьбе их родителей. И потекли к нему родители и стали просить принять их детей в его школу. Записал первых детей и велел завтра приходить в школу. Через два дня в Земскую школу перешло 55 учеников, в церковной школе осталось 15 человек. Через 2 недели получает Сидоров строгий приказ от инспектора, в котором он предлагает Сидорову отослать из школы всех учеников церковной школы. Что делать? Не подчиниться - ему не поздоровиться. Решил оставить всех детей в своей школе. Месяца через два, приехал к нему инспектор с ревизией и сказал:
- Молодец Сидоров, ты смекнул, как школу создать!
Остался инспектор, знаниями учеников, доволен. По Закону Божьему у него стал преподавать поп из соседнего села. Он был братом попа, что заведовал церковной школой. Сначала Сидоров опасался, что он будет делать ему каверзы, но поп даже похвалил Сидорова, за то, что тот утащил к себе учеников церковной школы.

Продолжение следует.

В КонтактеLiveinternetМой МирBlogger

Читайте еще стихи


Стихи других поэтов



Комментарии к стихотворению

Это произведение ещё не комментировали.

Регистрация в БП
Знакомство с авторами
Новые произведения
Новые комментарии
  • 22.12.2024 12:56, Дмитрий Новиковъ, оставил отзыв на произведение Аферизм про женщин, автора Веталь Шишкин

  • 22.12.2024 04:06, Василиса Серебряная, оставил отзыв на произведение Аферизм про женщин, автора Веталь Шишкин

  • 19.12.2024 01:06, Юлия Барко, оставил отзыв на произведение Ночной собор, автора Юлия Барко