О «культурном газлайтинге»

Рейтинг: 0,00 (0)

Серия стихов: Триумф ремесленника. Критические заметки и эссе

«Сущность войны – уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда...»
......................................Дж. Оруэлл, 1984

Перечитывая Оруэлла, интересно наблюдать, как переворачивается мир адекватных ценностей с помощью психологических манипуляций, производимых над вменяемыми людьми. Такая система воздействия на психику человека похожа на то, что в современной психологии называется словом «Газла́йтинг» (от английского названия пьесы Патрика Гамильтона «Газовый свет» (1944), известной также под названием «Улица ангела»)

Газлайтинг - одна из форм психологического насилия, в результате которого человек начинает сомневаться в своей способности адекватно воспринимать и оценивать реальную действительность, эстетические явления, моральные качества окружающих людей. В результате таких манипуляций человек либо соглашается с тем, что черное это белое, а белое - это чёрное, либо начинает чувствовать себя сумасшедшим.

Явление или человек, до того считавшийся естественным элементом системы - социальной, эстетической, исторической и т.п. - вдруг насильственно исключается из неё кем-то извне, противопоставляется морали, а в глазах остальных такой человек или явление обретает качества ненормальности, «дефективности», токсичности, неприемлемости для всей системы в целом. Ты, твой язык, твоя семья, твоя страна, мир твоих героев и святых, искусство, которое ты всегда любил, твои представления о том, что есть хорошо и плохо, что является постыдным и что - образцом для подражания, твоя правота и любовь - всё это может стать объектом для газлайтинга. Всё, во что ты вкладываешь душу...

Пьеса забылась. А технология обрела вид массовой промывки мозгов.

Как осуществляется насилие с помощью этой технологии? Жертву (человек это или социум) ломают на уровне ценностей, привычек и болевых точек. Под удар попадают привязанности, вкус, убеждения, всё, что вызывает эмоции сопереживания, любви.

С помощью пустых слов обесценивается всё, что человек (или целый социум)считает важным, осознаёт, как свои, личные, привычные ценности: личные привязанности, честь рода, семейный уклад, этнические, религиозные, фамильные традиции, исторические знания, культурные предпочтения... Одним словом, всё то, что для нас наделено позитивными смыслами, наш жизненный фундамент. Всё, что мы любим, к чему мы привыкли, с чем ощущаем неразрывную связь.

Удар, надо сказать, чувствительный и подлый: человека или социум заставляют усомниться в собственной памяти, в ценности важных явлений и вещей, в собственных критериях различения красоты и безобразия, добра и зла, благородства и подлости, подвига и греха. Устыдиться себя - бездарного, не способного ни к чему, старомодного и отсталого, интеллектуально несостоятельного, психически неуравновешенного, эстетически недоразвитого, не относящегося даже к «порядочным людям» - согласно оценке тех, кто пытается «вынести тебе мозг»,. Обесценивая, интерпретируя каждый твой жест, поступок, слово, тебя пытаются вывернуть наизнанку. Показать: ты невменяемый, и вообще... со странностями.

Для того, чтобы обесценить человека и всё, что живёт у него внутри, необходимо, прежде всего, уронить его в собственных глазах, со всем его социокультурным багажом, со всеми ниточками, которые связывают человека с жизнью. Для этого чаще всего используется переполюсовка оценок с минуса на плюс и наоборот, смысловые подмены и наглые вбросы, некорректная интерпретация давно известных фактов, обесценивание творческого начала в человеке, и так далее.

Атаки подобного рода порой столь массированные и организованные, что выдержать их человеческий разум не всегда в состоянии. Особенно, когда ему не на что опереться извне: например, на непререкаемые заповеди, благодаря которым мы кое-как, но всё-таки можем отделять истину от лжи, отделить объективные недостатки явлений от глумливой карикатуры на само явление, и видеть этические искажения в информации, которая поступает в сознание извне.
Если весь мир смотрит на тебя глазами зла и ненависти - есть глаза Бога. Бога против человека не настроишь.
Замечу: когда у разума есть такая опора - ему не страшен никакой галдёж, каким бы ни был он по массовости, громкости и частоте издаваемого визга.

Сталкиваясь с газлайтингом, ты либо ломаешься и принимаешь всю эту ахинею о тебе и о твоём мире, либо остаёшься на своих позициях, но - становишься мишенью и жертвой в глазах условного ментального упыря или той силы, которая за этим пугалом стоит.

Третьего не дано.
Отстраниться, отмолчаться, сбежать, не сделав выбора внутри себя - не получится.
Либо принимаешь вызов - либо сдаёшься и плюёшь на всё, что тебе было дорого.
Либо стоишь на своём и живёшь согласно своим представлениям о том, как жить - либо предаёшь всё, в чём видел смысл жизни.
Становишься иудой, лузером. Со всеми вытекающими отсюда действиями и поступками, которые можно прекратить совершать только после собственной смерти.

«Конец уже содержится в начале...»
.............................Дж. Оруэлл, 1984



П. Фрагорийский
Из кн. Моя маленькая война. Заметки о войне и постмодернизме

Теги: фрагорийский, критика, эссе, о поэзии, триумф ремесленника

В КонтактеLiveinternetМой МирBlogger

Читайте еще стихи


Стихи других поэтов



Комментарии к стихотворению

-
Вы, молодец, что выложили сюда такую интересную тему. Оруэлла читала. Предсказала в новогоднюю ночь 2019-2020 всю историю событий. На меня смотрели как на дуру. Особенно, когда я сказала, что рты наши будут забиты тряпкой. Вот так и сказала. Мне ваши стихи очень нравятся. Замечательно, вы пишите. Очень радует, что молодые хотят читать и творить великолепие, не читайте тупые комментарии. Не отвечайте на них. Всех вам благ.
Ответов 0
Регистрация в БП
Знакомство с авторами
Новые произведения
Новые комментарии
  • 23.11.2024 08:07, Александр Саркисов, оставил отзыв на произведение Волшебная периферия, автора Александр Саркисов

  • 23.11.2024 07:35, Дмитрий Новиковъ, оставил отзыв на произведение Волшебная периферия, автора Александр Саркисов

  • 23.11.2024 05:24, Веталь Шишкин, оставил отзыв на произведение Скудоумие, автора Дмитрий Новиковъ