Время не выбирают в нём живут и умирают.(часть 4)

Рейтинг: 0,00 (0)

Серия стихов: Без серии

Время не выбирают, в нём живут и умирают.
Часть 4

И стал Петя учиться в Вольской учительской семинарии. Город Вольск, где была семинария, очень красив. Он стоит на правом берегу Волги. С северной стороны он примыкает к невысоким горам холмам. И, если хочешь увидеть весь город, то иди на эти холмы и смотри. Весь город утопает в зелени: много в городе садов и декоративных деревьев. Дома в нём красивые в один, два этажа в основном деревянные. Главные улицы вымощены камнем, у домов тротуары. Улицы широкие, прямые, только вблизи холмов план этот нарушается. Летом весь берег заполняется лодками, баржами, барками. На лодках кучи разных овощей: арбузы, дыни, огурцы, помидоры. К пароходным пристаням часто подходят пароходы, на которых толпиться народ. Много в Вольске учебных заведений. Есть женская гимназия, реальное училище, семинария и много городских школ. На окраине города, стоят большие корпуса кадетского училища. А недалеко от них корпуса епархиального и духовного училищ. Там же за городом был женский монастырь. С южной стороны, огибая весь город, проходит железная дорога. Она доходит до берега Волги и тут кончается. С обеих сторон города виднелись трубы цементных заводов. Есть в городе сад для гулянья, где по вечерам играла музыка, и гулял народ. Есть в городе кино, а наездом бывают в городе артисты, цирк. Понравилось Пете здание семинарии, где он стал учиться. Здание семинарии большое 2-х этажное. Полы в комнатах паркетные. Идя в семинарию, Петя стал присматриваться к своим товарищам. Среди них были такие, которые даже хуже его были одеты. Вот Назаров, у него на пальто сто заплат. Не лучше был одет Головин. Только часть семинаристов были одеты по приличнее. Семинария была почти единственным учебным заведением, куда могла попасть сельская молодёжь. Жили семинаристы на частных квартирах по 5- 6 человек. За уход и квартиру платили хозяйке каждый 3 рубля в месяц. Продукты покупали сообща и столовались все вместе. Режим в семинарии был очень строгий. Недоброй славой пользовался поп Чанцев, учитель русского языка Аполоныч и учитель математики Каменский. За семинаристами начальство и учителя зорко следили. Строго им запрещалось уходить со своих квартир позднее 9 часов вечера, пить вино, играть в карты, приглашать в свои квартиры посторонних людей, делать вечера, танцы. За нарушение этих правил, семинаристы получали выговора и даже исключали.
На уроках учителя себя вели очень строго. Часто семинаристам ставили двойки и единицы. Это наводило на многих страх, так как они могли лишиться стипендии. Аполоныч любил говорить:
- Бог знает на пять, я , может быть на четыре, а вы способны знать не более как на три.
Учитель математики Каменский любил на своих уроках “ Срезать” и очень часто тоже ставил семинаристам двойки и единицы. Очень он не любил семинаристов деревенских. Поп Чанцев говорил слащаво, с жалостью и тоже резал семинаристов. Чанцев больше любил деревенских семинаристов, а городских не долюбливал. Чаще всех он ходил по квартирам семинаристов. Чтобы отвадить его от таких хождений по квартирам, семинаристы как бы в невзначай обливали его водой, помоями, делали разные каверзы с его одеждой, обувью, но всё это не помогало. Он по-прежнему делал свои налёты на квартиры. Сдобряли Чанцева только тем, что нарочито брали из его библиотеки разные книги из священного писания и заверяли попа, что они их охотно читают. Любили семинаристы на его уроках задавать ему каверзные вопросы, подрывающие основы религии. На что Чанцев говорил:
- Вам Петров хочется основы религии подорвать. Это вам не удастся.
Петрову приходилось уверять, божиться, что он задал вопрос искренне, чтобы узнать, как это надо понимать. Такие оправдания спасли Петрова от тех последствий, какие могли получиться по злобе попа Чанцева.
Аполоныч был человек другого типа. На лице его всегда было выражено недовольство. Он на учеников почти не смотрел, делал всё нехотя и спокойно и спокойно ставил двойки и единицы. Взойдёт на кафедру, сморщит лицо, сядет и долго смотрит в журнал. Все дрожат, как бы двойку не получить. В конце четверти каждый боится получить двойку за четверть.
И видит, что он получил три с минусом или с двумя минусами.
Школьная обстановка тяготила семинаристов, и они всегда с радостью шли из стен семинарии на свои квартиры. На квартирах они чувствовали себя свободными. В свободное время семинаристы собирались большими группами, в одной какой либо квартире, и устраивали диспуты на разные темы. Темами диспута были вопросы научные, политические, бытовые и религиозные. Особенно много было по вопросам религии. Такие диспуты быстрее развивали семинаристов и политически и научно. Из политики Петя Сидоров узнал много секретного, о чём говорили потаясь. Семинаристы иногда доставали книги подпольной литературы и охотно их читали. Городская обстановка также имела значение на их развитие. Петя Сидоров тоже во всё вникал и ко всему присматривался. Но жить ему было тяжело. Отец из дома денег присылал мало, пособие он тоже получал редко, он жил впроголодь, а от этого и учёба его страдала. С большим трудом он дожил до весны. На экзаменах Петя получил переэкзаменовку по истории, а это для него было хуже ножа. Он всё время надеялся на стипендию, а семинаристам, получившим переэкзаменовку, обычно стипендию не давали. Жить без стипендии второй год, он признал, что ему невозможно. Сдать экзамены по истории, он вполне надеялся. А вот стипендия, это его жизнь и смерть.
Отец ему сказал:
- На меня сынок не надейся. Год плохой и высылать тебе денег не могу.
Мучаясь над этим вопросом, он решил написать прошение директору.
Осенью поехал в семинарию, сдал экзамен по истории и стал ждать , когда объявят кому даны стипендии. Он успокоился тогда, когда узнал, что ему даётся стипендия 100рублей в год.

Продолжение следует.

В КонтактеLiveinternetМой МирBlogger

Читайте еще стихи


Стихи других поэтов



Комментарии к стихотворению

Это произведение ещё не комментировали.

Регистрация в БП
Знакомство с авторами
Новые произведения
Новые комментарии
  • 20.11.2024 11:15, Дмитрий Новиковъ, оставил отзыв на произведение Определённо раки, автора Веталь Шишкин