Время не выбирают в нём живут и умирают.(часть 9)
Время не выбирают в нём живут и умирают.(часть 9)
23.04.2016 06:28
Рейтинг: 0,00 (0)
Поэт: Галина Митрофанова
Серия стихов: Без серии
Время не выбирают, в нём живут и умирают.
Часть 9
Шёл 1921 год, год не урожая. Начинался голод. У Сидорова большая семья, он побоялся голода и отпросился, чтобы уехать на Украину, где был урожай.
Продали вещи, продали дом и поехали по р. Волге. Доехав, до г. Вольска остановились – там были родственники. Ехать бы дальше, но денег не хватало, и они остались. Они переехали в г. Балаково, где жила сестра жены Матрёна. Город Балаково находился в районе голодовки. Часть школ, были сокращены, и учителем здесь, устроится, не было возможности. В Районе он рассказал о своей предыдущей работе и тяжёлом семейном положении и его направили заведующим детдома беспризорных. Многие из детей перенесли голод, часть из них стали преступниками. Работа с ними была очень тяжёлая. После голодовки, многие дети погибали. Желудки детей ,были испорчены и приходилось их выхаживать. Здоровые дети часто убегали на базар и там воровали продукты, арбузы, дыни. Пайка полностью не хватало. Несколько групп детей отправили на Украину, но дети постоянно прибывали. Появился в этот год сыпной тиф. Много детей и взрослых умирало. Семья Сидоровых тоже голодала, а среди зимы Пётр Егорович и его жена заболели тифом оба сразу. Пётр лежал без памяти, а когда очнулся, то увидел, что его жена умирает. Глядит она на него, из глаз льются слёзы, а сказать ничего не может. Видимо она поняла, что конец её жизни приходит, и теперь вся надежда только на него. Он Петя, может быть, останется жить, и детей вырастит и воспитает. На другой день, жена Петра Егоровича умерла.
Пётр Егорович не видел, как её хоронили, он был без памяти и узнал о смерти, когда уже проснулся и вошёл в память. По не многу он стал поправляться, и опять стал работать в детдоме. Вскоре его дети все заболели тифом, но выздоровели, только остались полу сиротами. Вскоре детдом закрыли и Сидорову дали назначение учителем в село Красный Яр в 12 километрах от Балакова. Временно взяла к себе детей их тётка Матрёна. Надо было ему сначала обосноваться на новом месте, а потом забрать детей. С такими мыслями, он и направился в новую школу с. Красный Яр.
Пошёл Сидоров в новую школу пешком, с собой взял только кусок хлеба, да палку в руки. Идёт, не зная туда дороги. Идёт и спрашивает людей, как ему в Красный Яр попасть. Идёт в душе не весело. Что его ожидает, не известно. Вспомнил жену, детей, ещё тяжелее стало. Идёт и плачет, и думает про себя:
- Как изгнанник иду, и сам не знаю куда. Дошёл до села, сел отдохнуть. Местность, где было село, ему понравилась. Село стоит на берегу Большого Иргиза, за рекой лес, в селе есть сады. Нашёл школу и школа понравилась.
Стал стучать. Вышла женщина и спросила:
-Что надо? – а когда узнала, что это новый заведующий школы, пустила его в помещение. Это была уборщица, она имела квартиру при школе.
Квартира заведующего занимала отдельную половину школьного здания. Квартира Петру Егоровичу тоже понравилась. Возле квартиры была учительская, а затем шли классы. Рядом со школой стояло здание волисполкома, напротив Церковь. Справа пожарка и неподалёку сельский совет. Стал Сидоров ходить и знакомиться с людьми. Он испытывал нехватку хлеба, но скоро ему выдали кукурузы, и дела поправились. Прожив до половины лета, он поехал к детям в Балаково. Тётка заявила, чтобы он забрал детей. А как брать? Этот вопрос его самого мучал. Он знал, что выход один, это жениться второй раз. Найти жену ему было трудно. Как скажет, что у него четверо детей, так сразу все в сторону. Положение учителя тогда было неважное. Зарплата небольшая, привлечь было нечем. А тут ещё куча детей. Посоветовали сходить к женщине в Балакове. Пошли с тёткой Матрёной сватать. С виду женщина неказиста, да он об этом не думал. Ему было важно, чтобы она душой была хороша, и чтобы к детям хорошо относилась. На словах, она оказалась весёлая, ласковая. Была она раньше женой рабочего, а теперь вдова. При ней девочка лет десяти, Маруся. Поговорили и почти сладились. На следующий день, он один к ней пришёл и Стеша согласилась выйти за него замуж. Они поженились. Вскоре Сидоров взял свою новую жену и троих детей и привёз в квартиру школы. Старшую дочь оставила у себя тётка Матрёна. У неё свои дети умерли.
Хуже у него пошло дело с новой женой. Пётр Егорович был большим общественником. Он много уделял времени общественной работе. Делал доклады, беседы, руководил драмкружком, активно участвовал в работе сельсовета, Вол исполкома, и очень много приходилось работать в школе с учителями и родителями. Степанида этого не понимала, хотела жить замкнуто, приходящих людей к Петру Егоровичу, она оскорбляла и даже не впускала в квартиру. Детей она обижала, и даже устраивала разные скандалы на улицах. Через года 2-3 , он увёз Стешу обратно в Балаково в её дом.
Когда П.Е. Сидоров приехал в Красный Яр, то многие решили, что им прислали плохого учителя. Но, когда хорошо заработала школа, стал он выступать в клубе с лекциями, принял горячее участие в работе драмкружка, мнение сельчан изменилось.
Зимой у Сидорова работы ещё прибавилось. Выбрали его учителя председателем волостного союза работников просвещения, а уездный отдел народного просвещения назначил его председателем волостной методической комиссии. Пошла в селе работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, тоже под его руководством, часто выезжал в уезд на совещания, на конференции. Везде ему надо было успевать.
Несколько лет он вёл два класса. Коллегами у него были две учительницы.
Они слабы были в знаниях, поэтому два последних выпускных класса вёл много лет Сидоров. По ликбезу, кроме руководства, он вёл занятия с повышенной группой за 4-й и 5-й годы обучения.
Для народного дома, приспособили большой амбар. Сделали там сцену и поставили лавки для зрителей. В то время не было подходящих пьес. Это было самой большой трудностью для драмкружка. И решил Сидоров сочинять пьесы сам. Написал одну- поставили, написал другую опять поставили, и пошло дальше так: одну пьесу ставят, а следующую Сидоров пишет. Постановки пьес проходили с большим успехом. После спектакля, в народе села, много повторялось пословиц и поговорок из поставленной пьесы. Спектакли ставили почти каждое воскресенье.
Каждый месяц Сидоров собирал конференции учителей волости, которые сначала проводил в своей школе, а потом стал их проводить по школам разных сёл.
Шёл 1923 год. В этом году прошли два события, которые оставили в его жизни глубокий след. Первое событие - это союз послал Сидорова в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Другое событие, осенью этого года, все учителя Балаковского уезда прослушали курсы по переподготовке учителей.
Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка.
Ехали из Самары до Москвы поездом шесть суток. Приехали в Москву и там участников выставки встретили. На автомобилях сначала отвезли в баню, а затем поместили в дом. Дом стоял недалеко от Красной площади. Питались в ближайшей столовой по талонам, которые выдавались бесплатно. На другой день пошли на выставку. Это был 1923 год.
Выставка находилась в Замоскворечье, среди бывших ворот. На ней было около 200 павильонов и не меньше этого мелких построек. Всюду была зелень, цветы. Все павильоны наполнены всякими экспонатами, моделями, пособиями. Всё на ней, движется, живёт. Передать, что из себя представляет выставка, невозможно, даже осмотреть всё, нужны месяцы.
На выставку были привезены для иллюстрации быта крестьян, дома со всем хозяйством, инвентарём и домашней обстановкой из многих губерний нашей страны. Разница в жизни крестьян огромная. На выставке были построены типовые здания будущего времени, так например, дом коммунар, их скотный двор, здания вол исполкома, дом крестьянина, школа, ясли, агропункт и др. О внедрении в село электричества. Интересным был отдел животноводства, где были представлены все виды животных-рекордсменов. Много было интересного по полеводству, сельхозмашин. Каждая республика имела свой павильон. Было представлено кустарное производство. Был на выставке павильон иностранного производства. Там были сельхозмашины иностранных марок и др. Пробыл он в Москве семь дней.
Вернувшись из Москвы, Сидоров много о ней рассказывал людям, даже ездил по области с докладами о выставке.
В этом же 1923 году Сидоров участвовал на курсах по переподготовке учителей. Программа была обширная, и занятия длились два месяца.
В работе этих курсов Сидоров принимал горячее участие.
После курсов начался 1923-1924 учебный год. Зимой у Петра Егоровича, кроме школы, было много общественной работы. Он руководил кружком и писал всё новые и новые пьесы.
На селе без Петра Егоровича не делалось ни одно общественное мероприятие.
Продолжение следует.
Читайте еще стихи
Стихи других поэтов
Комментарии к стихотворению
Это произведение ещё не комментировали.